Чертищев Виктор Васильевич

 

Автобиография  Чертищева В.В., немного фотографий.

Большое количество фотографий

 

 

 

 

Автобиография  (написана собстенноручно)

Родился я в семье военного летчика. Мой отец, Чертищев Василий Ильич, родился в деревне Чертищево Слободского района Кировской области 03.03.1913г. В 1931 году, после ссоры с отцом, он ушел пешком с небольшим фанерным чемоданом, в котором были только книги, в г. Пермь. Работал на железной дороге. В Перми познакомился с моей мамой, Губиной Верой Павловной. Мама жила в поселке Новая Деревня. Родители мамы снимали небольшую квартиру в двухэтажном частном доме. Дедушка, Губин Павел Федорович, работал на Мотовилихинском заводе. Бабушка Анна Ивановна была домохозяйкой. В этом же 1931г. мама с отцом поженились. Отец со своим чемоданчиком поселился в этой квартире.

В 1932г. 12 июня родилась моя сестра Зоя. В этом же году отец решил стать летчиком. Военкомат направил его в летную школу в город Энгельс. После окончания летной школы отец служил в разных районах страны.

В 1936 г. 11 мая родился мой брат Владимир в г. Пермь, а в 1938г. 14 января родился я в селе Анисово Городище Кировского района Смоленской области, где в это время служил отец.

В 1938г. отец поступил в военно-политическую академию им. Ленина и мы переехали в Москву. В 1940г. отец закончил академию и в звании старший политрук эскадрильи получил назначение в 16-й истребительный полк 57-й авиационной бригады ВВС Московского военного округа. В то время в этом полку служил Василий Сталин.

Годы, прожитые в Москве, были самые счастливые в нашей семье. Все нарушила война. Ночью 22 июня отца вызвали по тревоге. Я эту ночь не помню, был еще маленький. Об этой ночи мне рассказала сестра Зоя. Она проснулась от рыданий мамы. Отец сообщил, что ему приказали принять другой полк вместо заболевшего командира, и он срочно вылетает в Прибалтику. Мама рыдала весь день. Отец погиб в июле 1941г. под Кенигсбергом.

В  октябре 1941г. немцы вплотную подошли к Москве. Семьям офицеров приказали срочно собраться и эвакуироваться в тыл. Взяв минимум вещей, мама и мы, трое детей (Зоя 9 лет, Вова 5 лет и я 3 года), отправились на товарном поезде в теплушке, в город Чкалов (Оренбург). Ехали очень долго, несколько недель. В Чкалове нам выделили комнату. Мама стала работать на дому, шила форму для женщин военнослужащих. Зоя помогала маме, она обметывала петли, пришивала пуговицы к форме, ходила за хлебом и за продуктами. Хлеб выдавали по карточкам – по 300гр на ребенка и 400гр на работающего взрослого. Однажды, когда Зоя стояла в очереди за хлебом, у нее порезали сумку и украли продовольственные карточки, мы могли остаться на целый месяц без хлеба и других продуктов. Но моя сестра была энергичной девочкой, она пошла по разным инстанциям и добилась, что бы нам выдали новые карточки.

Полк, в котором служил отец, был отправлен на переформирование в г.Чкалов. Летчики полка любили отца. Он был высокого роста (2 метра), любил шутить, был строгим, принципиальным, но справедливым. Когда летчики полка узнали, что наша семья в Чкалове, они стали часто навещать нас. Приносили подарки и играли с нами.    

В Чкалове мы прожили до 1944г. Мой брат и сестра заболели малярией. Врачи посоветовали сменить место жительства, и мы переехали в Пермь к бабушке.

Бабушка жила одна, дедушка умер в 1940 г. У бабушки была маленькая квартира - комната 12 кв. метров и кухня 10 кв. метров. Перед входом в квартиру были большие сени. В сенях стояла кровать, небольшой  ларь с мукой, туалет с выгребной ямой. В сенях можно было спать только летом. Большую часть кухни занимала большая русская печь. За широкой кирпичной трубой печки была лежанка с полатями. На этой лежанке спали мы с Вовой. Зоя спала на сундуке с приставленным стулом. Мама спала на кровати, а бабушка в кухне на широкой лавке.      

Дом наш стоял на углу улиц Большая и Посадская. Сюда же сходились еще три улицы, образуя небольшую площадь. Сейчас этих домов уже нет. На этом месте проходит улица Голева, там, где она выходит на шоссе Космонавтов.

В Перми, в 1944-47 годах жить было трудно. Люди голодали, даже были случаи, что люди умирали от дистрофии прямо на улице. В нашей семье нас было пятеро: мама, бабушка и трое детей. Нам мама выдавала каждому ломтик хлеба на весь день. Бабушка варила суп из картофельных очисток и из крапивы. Там, где сейчас стоит Гознак, и дальше вдоль Казанского тракта, было большое поле. Поле это было разделено на грядки. Эти грядки давали семьям пермяков под картошку. У нас тоже была грядка. Мы сажали картошку, ухаживали за ней. Осенью мы картошку выкапывали, и это было большим подспорьем для нас. Ни поле, ни грядки ничем не огораживались. Между грядками были межи, и у каждой грядки была табличка с номером. И, что сейчас удивительно, несмотря на голод, картошку никто не воровал.

У бабушки в деревне Зубки Новоильинского района жила  сестра Александра. Мы с бабушкой летом ездили в эту деревню. Там мы ходили за земляникой. Большую часть ягод мы в городе продавали стаканами у магазина, который и сейчас стоит около моста через речку Данилиху на улице Плеханова. Осенью в деревне Зубки мы с бабушкой работали в колхозе. Жали пшеницу, рожь, вязали снопы и складывали их в копны. За эту работу нам выдавали муку. Это нам тоже помогало выживать зимой.

Во время войны на площади перед нашим домом на столбе повесили большой громкоговоритель. Каждый день этот громкоговоритель сообщал сводки с полей сражения. Я помню, как 5 мая 1945 года на этой площади собрался народ, слушали сообщение об окончании войны. Все радовались, плакали и кричали: «Ура! Победа!»

В 1945 г. я пошел в первый класс Железнодорожной школы № 5 (сейчас школа № 90) на улице Крылова. В школе мне учиться было легко. Я научился читать, писать и считать, когда мне было 5 лет (мой брат Вова научился читать в 4 года). 

В 1946 г. мама вышла замуж за Байдина Ивана Ивановича, но фамилию не сменила. Иван Иванович воевал на Дальнем Востоке. После окончания войны с Японией он демобилизовался. Приехав в г. Молотов, устроился на работу в ту же столовую, где работала мама.

В конце 1946 года Иван Иванович устроился работать на железную дорогу кочегаром на паровозе. Ему дали квартиру в Березниках и мы переехали в этот город. Сестра Зоя осталась жить у бабушки.

В 1948 году мама родила еще одного мальчика. У меня появился младший брат Александр. В 1949 году Иван Иванович сдал экзамен на помощника машиниста и его перевели в Пермь. Мы снова стали жить у бабушки. Я вернулся в школу № 90 в пятый класс. Школа была семилетней, и
 в 1952 году я перешел учиться в школу № 37. Школа была расположена недалеко от вещевого рынка (его называли «толкучка») на улице Пушкина. Между рынком и улицей Крисанова, напротив школы, была площадь, на которой в день Победы установили пушки и произвели салют. Сейчас на этом месте расположен павильон Колхозного рынка. В школе было четыре восьмых класса. В первых трех учились ребята, которые с самого начала учились в этой школе. А наш 8 «Г» был сборный из разных школ. Несмотря на это, ребята в нашем классе  были дружными и веселыми. Когда мы окончили школу, некоторые учителя говорили нам, что в нашем классе они отдыхали. Наверно еще и потому, что на них не давили сверху, что надо выпускать как можно больше отличников. В результате наша школа в 1955 году была первой по количеству выпуска учащихся, получивших золотые медали, а в нашем классе не было ни одного.

Я, конечно, мечтал стать летчиком. В девятом классе поступил на планерное отделение в аэроклуб ДОСАФ. Летом на аэродроме за Бахаревкой я летал на планере. Хотел перейти на летное отделение, но не прошел медкомиссию. Но с авиацией расставаться не хотел. И после окончания школы в 1955 году, подал заявление в ВМАТУ имени Молотова. И по направлению Дзержинского военкомата 1 августа явился в училище.

Учебная база училища располагалась на правом берегу реки Камы, выше по течению. На левом берегу Камы, в конце спуска с Комсомольского проспекта, была пристань для катеров училища. Нас, абитуриентов, отправили на учебную базу. Она занимала довольно большую площадь, на которой располагались склады, стоянка самолетов, учебные корпуса и другие постройки. На берегу реки располагался стадион: большое футбольное поле, открытый бассейн, баскетбольная и волейбольная площадки, теннисный корт. На этом стадионе проводились спортивные соревнования и тренировки. Руководством училища здесь проводились праздники для офицеров и служащих училища и их семей.

Нас разместили в палатках на берегу Камы. Распорядок дня был военный. Утром подъем, построение, зарядка. После завтрака подготовка к экзаменам. Обед и снова подготовка. После ужина свободное время.

В конце августа мы сдали экзамены. Кто сдал экзамены без двоек, переехали в училище и после мандатной комиссии были зачислены в личный состав училища. Но мне не повезло. Когда нас осталось человек двадцать, вышел офицер и объявил, что оставшиеся не прошли по конкурсу. Расстроенный, я ушел домой. Мама тоже очень расстроилась. На другой день она пошла в училище, просить, чтобы сына погибшего летчика приняли в училище. Но ей отказали. Прошел почти месяц. Я играл с ребятами на площади перед домом. Вижу, идет матрос с красной повязкой к нашему дому. Я сразу подумал, что это ко мне. Оказалось, это посыльный. Он сказал, что меня вызывают в училище. Я пришел. Меня привели в кабинет, там сидело несколько полковников. Меня стали стыдить, что я плохо сдал приемные экзамены. Что-то еще говорили, а я сидел с понурой головой и радовался, потому что понял, что меня приняли.

Я был зачислен в 4 роту 46 отделение. Командиром роты был капитан Елькин Ефим Михайлович, курсовым офицером – старший лейтенант Осокин Александр Алексеевич. Первое время мне пришлось догонять своих товарищей, так как я отстал на целый месяц.

Учиться мне было легко. Я хорошо усваивал материал на лекциях. Мне хватало часа на самоподготовке, чтобы все повторить и запомнить. Я очень любил читать и, во время самоподготовки, читал художественную литературу. В то время на дверях классов были маленькие окошечки в виде ромбиков. Курсовой офицер или командир роты могли в любое время посмотреть,  кто, чем занимается на самоподготовке. Я очень благодарен своим командирам за то, что они сумели приучить меня к дисциплине и ответственному отношению к своему делу.

Ефим Михайлович дважды предупреждал меня за чтение книг на самоподготовке, но не наказывал. На третий раз он пригласил меня в свой кабинет, поговорил со мной, и взял с меня честное слово, что не буду читать книги на самоподготовке.

Мне пришлось больше времени тратить на учебу. Кроме того я стал помогать другим курсантам разобраться в изучаемом материале. А это и мне помогало лучше учиться. На первом курсе мы изучали уставы и общеобразовательные предметы. Я еще в школе любил математику и физику и в училище мне лучше давались эти предметы. Проблемы у меня были только с физподготовкой. Я не умел плавать и по плаванию получал двойки. Меня включили в группу двоечников по плаванию, и я в свободное время ходил на дополнительные занятия в бассейн. Скоро я научился плавать и сдал плавание на тройку. Но мне тогда уже тройки было мало, и я уговорил преподавателя Костромину, чтобы она разрешила мне заниматься в группе двоечников, пока не сдам плавание на пятерку.

Летом курсантов привлекали к работе на предприятиях народного хозяйства. Разгружали уголь на станции Пермь 2, сажали тополя на набережной перед училищем. Осенью 1956 года наше отделение, во главе с Александром Алексеевичем Осокиным, отправили на пароходе в колхоз имени Молотова Осинского района Молотовской области на уборку урожая. Работали на поле. Возили зерно к сушилке. Разгружали машины, носили мешки с зерном в сушилки и рассыпали его в специальных помещениях. В свободное время ходили в клуб на танцы. Не только работали, но и отдыхали.

На втором курсе мы стали изучать специальные предметы. Наш курс специализировался на конструкции самолета Ту-16 и его двигателя. Самолет Ту-16 в то время был строго секретным. Лекции мы записывали в тетрадях с грифом «Сов. секретно».

Самолет Ту-16,как учебное пособие, училище получило в 1957 году. Самолет приземлился в аэропорту г. Молотов. Там с него сняли крылья и ночью тягачом перевезли на учебную базу. На стоянке учебных самолетов его собрали, и мы получили возможность проводить на нем практические работы. Нас учили снимать и ставить различные устройства и агрегаты самолета, ставить заплаты на обшивке фюзеляжа и крыльев и проводить регламентные работы. Практическая подготовка курсантов училища была такой, что я и мой сокурсник Дмитрий Макаров  после выпуска из училища, по прибытию в часть включились в работу сразу, наравне с  опытными техниками. Я с особой гордостью вспоминаю, когда нам офицеры части рассказали, что выпускники нашего училища 1957 года читали им лекции по конструкции самолета Ту-16. 

Большой вклад в нашу профессиональную подготовку внесли мастерские училища. На практических занятиях в мастерских нас обучали всему, что должен уметь слесарь, сварщик, учили паяльному, столярному делу. Приведу такой пример. Я уже лейтенантом служил в ТЭЧ полка (Технико-эксплуатационная часть). У начальника ТЭЧ вход в кабинет был без двери. Когда я собрался в свой первый отпуск, начальник ТЭЧ сказал: «Поставишь  дверь, тогда пойдешь  в отпуск». Главная проблема была в том, что никаких материалов он мне не предложил. Я спросил у матросов «Где мне взять доски?». Они мне ответили: «Доски будут». На другой день доски уже лежали на территории ТЭЧ. Я сколотил хорошую дверь и уехал в отпуск. Умение, полученное мной в училище,  всегда помогали мне не только на службе,  но и в обычной жизни.

В училище я приобрел навыки не только практической работы. Нас учили работать в разных условиях. Очень много практических занятий было зимой. Я в детстве был «мерзляком». У меня даже при небольшом морозе мерзли руки, а при работе на самолете часто просто невозможно
 что то сделать  в перчатках и приходилось работать голыми руками. Через несколько занятий на морозе мои руки привыкли. Это мне очень пригодилось во время службы на Севере.

Изучать технику и работать на технике мне нравилось больше, чем теоретические занятия. На третьем курсе я учился только на «отлично». Приказом начальника училища я получил почетное право стоять в карауле на посту №1 у Знамени училища и получил первую награду – фотографию у развернутого Знамени училища. Такую же фотографию отправили моей маме.

Летом 1958 года наш взвод отправили на практику в Североморск 3. Практику мы проходили в 9-том Гвардейском Миноторпедном полку. Жили в одноэтажном бараке (казарме) в военном городке. Распорядок дня был обычный. Утром построение, завтрак в столовой. Затем отправлялись на аэродром, который находился в километрах двух от городка.

На аэродроме вместе с техниками проводили техническое обслуживание самолетов и предполетный осмотр. На обед ходили в столовую в городок. После обеда занятия, затем ужин и свободное время. Вечером мы гуляли по городку и его окрестностям. В прочем вечера, как у нас, там не было. В Североморске летом солнце светит круглые сутки. Мне очень понравилась северная природа. Сопки вокруг городка, не обычная для нас природа. Не далеко от городка, за сопкой, большое озеро с совершенно прозрачной водой. 

Было у меня небольшое происшествие. Я с моим другом Владимиром Носковым шел по городку. Чем- то отвлеклись и не заметили майора. А это был комендант гарнизона. Он нас остановил и сказал «Один сутка ареста». (Он был армянин). Мы стали оправдываться.  Он сказал «Два сутка ареста». Мы поняли, что лучше молчать. Пришлось отбывать наказание.

В сентябре 1958 года мы сдали выпускные экзамены и, в ожидании приказа, строили пристрой возле въезда в училище со стороны набережной Камы. На первом этаже этого пристроя была размещена проходная, на втором караульное помещение.

4-го октября произошло одно из главных событий в моей жизни. В нашем поселке «Новая деревня» жизнь была, как в настоящей деревне. Мы знали всех жителей ближайших улиц. Я уже писал, что около дома, где я жил, была небольшая площадь,  где сходились четыре улицы. На этой площади собиралась наша компания – пять  мальчишек (Сергей Тынкасов, Гена Трубин, Юра Безукладников, Саша Ноговицын и я), и две девочки (Галя Рыбакова и Люся Красноперова). Мы играли в разные игры, катались на велосипедах, ходили в кино, купаться на Каму, устраивали танцы на улице под патефон, зимой катались на катке. Галя нравилась всем нашим мальчикам и мне тоже. После окончания школы мы продолжали встречаться. Когда я учился на втором курсе мы с Галей стали откалываться от нашей компании. В увольнение я всегда бежал к Гале, и весь день проводил с ней. Наша дружба переросла в любовь. В последние дни нахождения в училище я понял, что если я уеду к месту службы, то могу потерять ее. Четвертого октября я пришел к  Ефиму Михайловичу и попросил его дать мне увольнение в город, чтобы сходить в ЗАГС. Он поговорил со мной. Спрашивал, насколько это серьезно, предлагал подумать. Я сказал, что все обдумал. Ефим Михайлович отпустил меня на три часа. Я бегом прибежал к Гале. Сказал ей: «Пошли скорее в ЗАГС,  меня отпустили только на три часа». Мы с ней о совместной жизни никогда не говорили и для нее мое предложение, было большой неожиданностью. Она не стала долго думать взяла паспорт, сказала сестре, что  мы ушли в ЗАГС. Галя стала моей женой, и я очень благодарен судьбе за это. Мы  прожили с ней почти 60 лет, и все эти годы любили друг друга. Даже недолгое расставание было для нас мучением.

Пятого октября выпускники 1958 года, в офицерской форме, построились на плацу перед училищем. Нам объявили приказ Министра Обороны от 3.10.1958 г. о присвоении нам звания техник-лейтенант и вручили дипломы об окончании училища.

 Родители Гали, Николай Петрович и Нина Степановна, жили в двухэтажном частном доме, на втором этаже. Дом этот построил дедушка Гали Степан Попов. На втором этаже было три комнаты и кухня. В одной большой комнате жили Галины тетя и бабушка. В другой большой комнате жили Галины родители и ее сестра Тамара. В кухне спал Галин брат Валера. В маленькой комнате, примерно 8кв.м. жила Галя. В это комнатке и прошел наш медовый месяц.

Еще вовремя моей учебы в училище мы с Галей дружили с курсантом нашего взвода Геннадием Краевым и его девушкой, однофамилицей Гали, Валей Рыбаковой. 5 октября они пригласили нас на свою свадьбу. А наша свадьба состоялась 25-го октября. Ждали, когда вернется из командировки Галин отец. Мы тоже пригласили Гену и Валю на свою свадьбу.

Я окончил училище с красным дипломом, и у меня было право выбора места службы. Я выбрал Североморск.

Отпуск пролетел быстро. В Североморск я поехал один. Галя училась на пятом курсе Горного института. И мы решили, что она приедет ко мне после окончания института.

Геннадий с женой уехали служить в Украину. Но они, как и мы с Галей, быстро вернулись в Пермь. И наша дружба продолжалась всю нашу жизнь.

В Североморске я получил предписание в 9-й Гвардейский Миноторпедный полк, где проходил практику. В полку меня направили в ТЭЧ (Технико-Эксплуатационная Часть), в группу обслуживания двигателей. В ТЭЧ ставили самолеты на ТО (техническое обслуживание)  двигателей. Наша группа проводила полную проверку двигателей, замену отслуживших агрегатов и, в конце обслуживания, делали проверочный запуск двигателя.

Самым  трудным было замена отслуживших двигателей. Краном снимали старый двигатель и ставили новый. Двигатели крепились прецизионными болтами, без зазора между болтами и отверстиями в кронштейнах самолета и двигателя.  Было очень трудно  поймать момент, когда эти отверстия  абсолютно точно совпадут и в этот момент вставить болт. При этом надо было тянуться рукой вверх в очень узком пространстве. Но мы успешно справлялись со  всеми трудностями.

Был такой случай. В ТЭЧ поставили самолет, который должен был участвовать в  проходивших  в это время учениях. По нормам на замену двигателей давалось 3 дня. Но командир полка сказал, что самолет нужен срочно. Мы работали днем и ночью.  На другой день самолет был готов к полетам. Про этот случай была заметка в газете Северного Флота, где отметили всю нашу группу, в том числе и лейтенанта Чертищева В. В.

5 августа 1959 года произошло еще одно знаменательное происшествие в моей жизни. Я стал отцом. Галя родила сына. В честь моего старшего брата назвали его Владимиром.

Служба в полку мне нравилась. Мне нравились отношения между офицерами, дружба,  взаимопомощь. Все были на «ты» и старшие, и младшие офицеры, как в одной большой семье.

Но была одна проблема. Я не мог привезти к себе семью. Тут был такой порядок: квартиру давали только тогда, когда привезешь жену, а пропуск на жену дают только тогда, когда  у тебя будет жилплощадь. Мы не могли жить друг без друга. Я написал письмо начальнику училища. Описал ему мое положение и попросил его помочь мне вернуться в училище. Вскоре меня вызвали в штаб Северного Флота. Там мне сказали, что пришло предписание о направление меня в Пермское ВАТУ но, в связи с большой перегруженностью штаба, я пока должен служить где служу. Это было время,  когда Хрущев решил, что у нас есть ракеты и авиация нам не очень нужна, и объявил о сокращении численности ВВС. Офицеры авиации направлялись в Ракетные войска или, кто желал, увольнялись из армии. Поэтому штабы были перегружены этой работой. В марте 1960 года я поехал в отпуск,  с твердым решением вернутся из отпуска с  женой и сыном. Отец Гали служил во внутренних войсках и, с его помощью, Галя получила пропуск в Североморск. В начале апреля мы прибыли в наш военный городок. Мне выделили комнатку, метров 16 квадратных, в одноэтажном бараке – общежитии. Посередине комнаты была каменная печка с плитой. Кровать с панцирной сеткой, которую я получил на складе, стояла около небольшого окна. Еще у нас был стол и детская кроватка. В Североморске было еще холодно, а дров у нас не было. На наше счастье около дома вытаяло большое бревно. Я распилил его ножовкой и наколол дров, которых нам хватило до лета.

Жили мы скромно, но интересно. В свободное время ходили гулять в сопки. На севере своеобразная и красивая природа. Ходили на озеро, если было тепло, купались. Иногда ездили в город. Чтобы попасть в Североморск-3, надо на автобусе подняться на сопку и спустится с нее в сторону залива. Мы гуляли по городу, выходили на берег залива, заходили в парк. Когда Вова уставал, я брал его на руки, и он спал у меня на плече.

Было у нас происшествие, едва не кончившееся трагически. Мы были дома. Я сидел за столом, Вова в своей кроватке, Галя чем-то занималась по хозяйству. Вдруг Галя закричала: «Вова не  дышит!» Я схватил его на руки. Он обвис у меня на руках. У меня промелькнула мысль, что скорая помощь нам не успеет помочь. Я положил Вову грудью на левую руку и сильно ударил его по спине. У Вовы из горла вылетела круглая конфетка и он заревел! Как мы радовались этому реву! Я никогда не слышал, что надо так делать. Видимо где-то в подсознании это знание было. 

У нас уже был налаженный быт, мы уже не думали о переезде в Пермь. Однако, в июне 1960 года меня вызвали в штаб Северного Флота и выдали предписание с направлением в Пермское ВАТУ.

Мы быстро собрали уже нажитое имущество и контейнером отправили в Пермь. В конце июня были уже в Перми. С квартирами в училище тогда было плохо, и мы поселились в доме родителей Гали. Комнатка наша была еще меньше чем в Североморске, примерно 8 м. кв. В комнате слева стояла тумбочка и наша полутороспальная кровать, справа – детская кроватка. Между ними узкий проход. У выхода в углу стояла высокая (от пола до потолка) круглая печь. Когда я поступил на вечернее отделение ППИ, столиком для занятий мне служила чертежная доска, которую я клал на детскую кроватку.

Первая моя должность в училище – начальник КВП учебного полигона. Мне поручили бетонирование «стола» на котором должна была стоять ракета. Утром я строил группу курсантов, и мы уезжали на 3-й объект. Там курсанты копали глубокий прямоугольный котлован. Затем замешивали бетон и заполняли им котлован. Руководил этим процессом служащий СА, специалист по бетону.

В декабре 1960-го года меня назначили начальником КРАС (контрольно – ремонтной автомобильной станции). КРАС состояла из пяти автомобилей ЗИЛ с кузовом Кунг. Две машины – механические мастерские с токарным станком и набором инструментов. Еще две машины – электромастерские с набором электроприборов и инструментов и одна машина – электростанция с двумя бензиновыми двигателями и генераторами. Также в моем подчинении была аккумуляторная станция, в которой заряжались автомобильные и другие аккумуляторы. В моем подчинении были два водителя и аккумуляторщик – служащая СА Софья (фамилию не помню). В училище было много машин, кроме того в разных устройствах в приборах на кафедрах и подразделениях было много других аккумуляторов, поэтому аккумуляторная была загружена работой. В училище были прекрасные мастерские и хорошие мастера, поэтому мастерские КРАС стояли практически без работы.

В 1961 году должность начальника КРАС сократили. Меня перевели на должность – старший техник КИЛ (Контрольно – измерительная лаборатория). Начальником КИЛ был капитан Мальков.

В этом же году я поступил на   вечернее отделение Пермского Политехнического Института. Как и в училище, в институт я поступил не сразу. Я подал заявление на специальность «Электроника». Как оказалось, конкурс на эту специальность был такой, что приняли только тех, кто шел вне конкурса и сдавших все экзамены на «отлично», а у меня была одна четверка. Но я решил не сдаваться. Пошел к декану и попросил его, если появится возможность, принять меня на любую специальность.

В конце сентября мне пришло письмо из института с приглашением в деканат. Мне предложили поступить на специальность «Электропривод и автоматизация промышленных установок». Мне  снова пришлось догонять сокурсников. К концу семестра я уже учился хорошо, и экзамены сдал без троек.

В начале октября 1961 года Мальков и я были командированы в Свердловск на курсы подготовки по специальности «Государственный поверитель измерительных приборов».   Мы  уезжали на месяц, а Галя была на девятом месяце беременности. Я опасался, что не успею вернуться к рождению ребенка. К моему большому огорчению, так и случилось. 18-го октября у нас родился второй сын – Олег. Я был очень рад рождению ребенка, но огорчался, что не смог встретить Галю с сыном в роддоме.

25 октября мы успешно сдали экзамены. Я получил право на поверку и клеймения электроизмерительных приборов и приборов измерения давления, разряжения и температуры. В КИЛ я работал около года. В 1962 году меня перевели на должность техника лаборатории кафедры №12. Начальником кафедры был полковник Григорьев Н. В., начальником лаборатории – майор Уйманов Василий Иванович, старшим техником лаборатории -  мой однокурсник Александр Присич (он был командиром 1-го взвода, а на третьем курсе его назначили старшиной нашей 4 –ой роты).

В 1962 году Пермское ВАТУ было преобразовано в Пермское высшее командно - инженерное училище. В училище были направлены офицеры академии имени Ф. Э. Дзержинского, академии имени А. Ф. Можайского, Харьковского училища. На 12 – ой кафедре преподавателями стали офицеры Меньшов В. И. , Бредихин Б. А. , Попов Л. Е. ,Райцес Ф. И.

На кафедре была творческая атмосфера. Развивалась изобретательская и рационализаторская деятельность. В лаборатории создавали учебные пособия, установки для лучшего изучения конструкции ракет. Мной лично и в соавторстве с полковником Григорьевым Н. И., офицерами Бредихиным Б. А., Уймановым В. И., Поповым Л. Е., Меньшовым В. И., Мартыновым В. В., служащими СА Сидоровым В.Г., Батиным А.К., Сиразутдиновой Раей было подано 8 рационализаторских предложений. Шедевром нашей рационализаторской работы было создание электрифицированного стенда работы ПГС (пневмогидравлической системы ракеты). Я, под руководством В. И. Меньшова, вместе с офицерами Поповым, Мартыновым, Уймановым и  Катюшкиным занимался разработкой и созданием электрической схемы стенда. Стенд – это нарисованная через всю стену большой классной комнаты схема ПГС. На схеме были закреплены разрезы агрегатов ПГС с подсветкой. Стенд работал автоматически от магнитофона, на котором был записан порядок работы ПГС. Магнитофон управлял работой стенда при помощи шагового двигателя. На магнитной ленте записывался ультразвуковой импульс. Когда по ходу объяснения работы назывался очередной агрегат, от этого импульса срабатывало реле. Шаговый двигатель замыкал следующие контакты, загоралась подсветка агрегата на схеме. Сам импульс был не слышен, потому что был ультразвуковым. В конце схемы, для имитации запуска двигателя, срабатывал пиропатрон и раздавался взрыв. За этот стенд мы получили удостоверения на рационализаторское предложение. Я еще получил удостоверение на рацпредложение за схему управления работой стенда при помощи импульсов, записанных на магнитной ленте.  

В 1964 году у меня подошел срок получения очередного звания – капитан. На 12–ой кафедре не было такой вакантной должности. Мне предложили должность – начальник 5 отделения лаборатории кафедры №15. На 15-ой кафедре я прослужил не долго. Отдел кадров Ракетных войск прислал офицера на должность, которую я недавно занял. Он узнал, что есть вакантная должность в Вычислительном бюро и просил поставить его на эту должность. Но ему сказали: «Куда Москва послала, там и будешь служить». Так я попал в Вычислительное бюро на всю оставшуюся службу и работу в училище.

Вычислительное бюро (ВБ) было создано приказом начальника училища в сентябре 1963 года. Возглавил его капитан Библов Михаил Иванович. В штате было еще три сотрудника: капитан Киселев Владимир Иванович, служащие СА Тамара Панькова и Надежда Невельсон. Работали на вычислительной машине «Celatron». Эта техника использовалась для решения научных задач ученых ПВКИУ.

В конце 1963 года Главнокомандующим РВ был утвержден план научно - исследовательских  работ училища, увеличился их объем. Появилась необходимость оснащения училища вычислительной техникой.

В феврале 1964 года ВБ получило аналоговую ЭВМ «Электрон». Штат ВБ вырос. В ВБ пришли служить капитан Нудельман Израиль Моисеевич и я. Были  приняты на работу служащие СА Элеонора Кустова (Тарханова), Светлана Куликова, Елена Шаламова (Гордеева). Капитан Нудельман возглавил отделение программирования. Капитан Киселев возглавил отделение ЭВМ «Электрон», в отделение были приняты сл.  Иванова Галина Ивановна, Русаков Сергей, Савельева Валентина Ефтеевна.

В конце 1964 года была получена и в 1965 году смонтирована, с помощью специалистов Минского завода, ЭВМ Минск 14. Меня назначили начальником машины ЭВМ Минск 14. В отделение были приняты сл. СА Кустова Элеонора, Смитюк Александр, Гостинская Лариса. С новым штатом и новой по тому времени техникой ВБ могло решать задачи обеспечения учебного процесса, решать задачи для дипломников, кандидатов и докторов наук. Под руководством сл. СА Куликовой С.В. началась разработка автоматизированной системы информации АСИ «Курсант» в интересах учебного отдела. Эта система функционировала и развивалась вплоть до закрытия училища в 2003 году. Объем работы увеличился на столько, что было принято решение перевести НВЛ на двух сменный режим. Были введены должности начальник смены. Первая смена работала с 8.00 до 17.00. Вторая смена работала с 14.00 до 23.00.  

Я хочу отметить стремительное развитие вычислительной техники в 60-е и последующие годы. Моя жена Галина Николаевна, горный инженер по образованию, трудовую деятельность начала в 1960 г. проектировщиком железных дорог в институте Гипротранскарьер. Затем проектировала автомобильные дороги в институте Гипровостокнефть и закончила свою деятельность главным специалистом отдела по проектированию дорог в институте Пермагропромпроект в 1987 году. При проектировании дорог специалист производит очень большой объем вычислений. Первым «компьютером» у Гали были обыкновенные деревянные счеты и логарифмическая линейка. Затем она перешла на арифмометр, калькулятор. А в конце семидесятых годов появились программы расчета дорог. И дороги стали проектировать на ЭВМ.

В нашей первой цифровой ЭВМ Минск 14 оперативная память (МОЗУ)  объемом 8 килобайт – это огромный металлический шкаф весом примерно 200 кг. Сейчас маленькая флешка имеет память несколько десятков гигабайт. Шкаф, в котором размещался процессор, был еще больше, а сейчас это маленький чип. Внешняя память – это тоже большие шкафы с бабинами широкой магнитной ленты – накопители на магнитной ленте (НМЛ).   В комплект машины входили  устройства ввода перфокарт и перфолент, устройства вывода на перфокарты и перфоленты, печатающее устройство.

Электронная аппаратура во время работы сильно разогревалась. Для охлаждения во всех шкафах стояли мощные вентиляторы. Летом воздух в машинном зале нагревался, охлаждения вентиляторами не хватало, и в окна зала поставили кондиционеры. В дальнейшем, когда были получены новые ЭВМ, в подвальном помещении поставили две большие холодильные установки. Холодный воздух по трубам подавался в машинные залы. Заведовал холодильным хозяйством капитан Зуев Петр Семенович. В его отделении работал служащий СА Рашид (фамилию не помню). В 1989 г. в это отделение был принят прапорщик Пермяков Игорь Вячеславович. В июне 1992 г. начальником этого отделения стал капитан Нечепуренко Петр Иванович.

В 1971 году ВБ было реорганизовано и переименовано в Научно-вычислительную лабораторию (НВЛ), которая входила в состав Научно-исследовательского отдела. В НВЛ было образовано три отделения:

1-е отделение ЭВМ Электрон, начальник отделения майор Киселев В.И.  В составе отделения служащие С.А.  Глухова (Васильева)  Татьяна Ивановна, Савельева Валентина Ефтеевна, Русаков Сергей.

2-е отделение ЭВМ Минск 14. В составе отделения начальник машины майор Чертищев В.В.,
 начальник смены капитан Полковников Павел Сергеевич, прапорщик Владимир Усынин, служащие С.А. Шеметюк В.М., Евдокимов В.С., Мирошник С.М., Косенок В.Т., Лойко Л.В., Шабалина Лидия Меркурьевна, Булгакова Нина Ивановна, Внутских Ирина Николаевна, Залипаева Антонина Сергеевна, Опарин Леонид.     

3-е отделение Программирования, начальник отделения майор Нудельман И.М. В составе отделения служащие С. А. Куликова Светлана, Шаламова (Гордеева) Елена, Невельсон Надежда, Панькова (Черных) Тамара, Гозман Татьяна, Пьянкова (Пелишенко) Валентина Анатольевна.  

Внедрение ЭВМ во все процессы деятельности нашей страны поддерживалось руководством государства. Была создана ассоциация пользователей вычислительной техники. Проводились конференции по улучшению внедрения ЭВМ и их совершенствованию. Мы участвовали в этих конференциях. Слушали доклады участников, находили что-то полезное для себя и сами делились нашими усовершенствованиями в имеющихся у нас ЭВМ. В нашем городе вычислительные центры предприятий и организаций общались и помогали друг другу в освоении техники. В начале, это была просто дружеская помощь, но затем некоторые ВЦ стали предлагать помощь только за определенную плату.         

ЭВМ так же быстро совершенствовались. В 1971 году в НВЛ была поставлена более мощная ЭВМ    Минск-32 и в 1979 году ЭВМ Минск 22. На этих машинах, при меньших размерах устройств, увеличились их возможности. Увеличился объем оперативной памяти и скорость работы процессора. Внешняя память – на магнитных дисках с большей скоростью ввода-вывода и большим объемом памяти. С помощью дисплеев упростился ввод-вывод информации. У клиентов появилась возможность самим вести диалог с машиной.

На протяжении всей истории НВЛ командование НВЛ и НИО заботились о профессиональной подготовке программистов и технического персонала НВЛ. В отделении технического обслуживания регулярно проводились занятия. Все устройства ЭВМ были закреплены за определенными инженерами и техниками. На занятиях инженер рассказывал о работе  закрепленного за ним устройства и методах устранения неисправностей. Тем самым улучшались знания инженеров и техников,  достигалась взаимозаменяемость сотрудников. Большинство сотрудников прошло обучение на курсах, проводимых с сотрудниками ВЦ родственных училищ и с сотрудниками предприятий города.

Технический состав НВЛ постоянно работал над усовершенствованием устройств ЭВМ и методов устранения неисправностей. Развернулась рационализаторская работа. В НИО была создана комиссия по рационализаторству и изобретательству. В 1973 г. меня выбрали секретарем этой комиссии.  Каждый год в училище проводились конференции изобретателей и рационализаторов, на которых подводились итоги изобретательской и рационализаторской работы. За годы моей службы в училище организация рационализаторов НИО в приказах начальника училища по итогам рационализаторской работы была отмечена как лучшая по результатам двух годов. В 1971 году служащий  Шеметюк В. И. и в 1973 году я в приказах начальника училища были отмечены среди лучших рационализаторов   по итогам этих годов.

 Мною лично было получено 14 удостоверений на рацпредложения. В соавторстве с офицерами Сотниковым М. Н., Пестриковым А. А., служащими Шеметюком В. С., Евдокимовым В. С., Косенок В. Т., Шабалиной Л. М., Лойко Л. М., Мирошник Г. М., Фроловым В. В., Мамаевым Н. М., Остапенко Г. Н., 20 удостоверений на рацпредложения.                                                             

С получением новых машин увеличился штат НВЛ.  В 1973 году начальником ЭВМ Электрон стал капитан Быков Михаил Николаевич. В 70х годах в отделение технического обслуживания были приняты - ст.  лейтенант Пестриков Анатолий Алексеевич, капитан Гурин Михаил Алексеевич, сл. СА Остапенко Галина Николаевна, Баринова (Сидорова) Татьяна Александровна, Логинова Н. В. Логачева А. Н., Жаркова Н.С., Сбоева Нина, Мамаев Н. М., Фролов В. В., Масленикова Н.Н., Фомин Виктор Иванович, Трегубов Михаил Митрофанович, Иванова (Белова) Диана Аркадьевна, Луппова Галина, Петрухина Елена Смирнов Владимир Семенович, Лойко Л. В., Полковников Виктор Сергеевич, Новикова А. В.,  Деменева И. Б., Бабкина А.В., Гирш Татьяна, Семенова Н.С. 

Изменился состав отделения программирования. В 1969 году начальником отделения программирования стал капитан Гольдфарб Александр Самойлович. В 1972 году ушли на более перспективные должности в ВЦ организаций города Куликова Светлана, Шаламова Елена, Невельсон Надежда. Но они подготовили себе замену: сл. СА Пелишенко (Пьянкова) Валентина Анатольевна, Сироткина Лидия Григорьевна, Белобородова Галина Николаевна.

В 70х годах в отделение программирования были приняты Попова Людмила Николаевна, Трухина Елена Михайловна, Хубеева Ольга Александровна.

В 1979 году начальником отделения программирования стал капитан Назин Владимир Иванович. В 1980 году на должность инженер-программист был принят ст. лейтенант Козлов Александр Александрович. В 80х годах в отделение программирования были приняты сл. С. А. Турович Ольга Григорьевна, Маслюк Артур Петрович, Заглада  Татьяна Дмитриевна, Красик Элина Юрьевна,  Бактикова Земфира Равгатовна.

  

В 1979 году в НВЛ была поставлена ЭВМ  ЕС-1022, в 1986 – две машины ЕС-1035, в 1993 – ЕС-1046. В 90-е годы в НВЛ поступили персональные вычислительные машины IBM PC. В отделение технического обслуживания были приняты новые сотрудники. В 1981 году на должность старший инженер был принят капитан Булгаков Иван Николаевич и на должность начальник смены был принят капитан Шестаков Алексей Николаевич. В 80х годах были приняты служащие С.А. Худорожкова Елена Викторовна, Гашкова Татьяна Игоревна, Баранов Александр Владимирович, Норина Наталья Геннадиевна, Зуев Николай Иванович, Осина Людмила Константиновна, Шадрина Ольга Максимовна, Малыхина Ольга Александровна, Петрухина Елена Борисовна, Казакова Татьяна, Краев Геннадий Ефимович, Калиненко Виталий Юрьевич, Проволович Нина.  В 1983 году на должность инженера, был принят капитан Безбородов Владимир Васильевич.

В 1985 году начальником отделения программирования стал капитан Козлов Александр Александрович. В 90х годах в отделение были приняты Антоненко Наталья Алексеевна, Колодкина Галина Леонидовна, Зенкова Ольга Алексеевна, Филипецкая Наталья Сергеевна, Суконько Ирина Владимировна,  Батыкова Лариса, Ворона Лариса Игоревна, Шайманова Валентина, Авдеева Татьяна Александровна. 

В 1985 году в училище прибыли выпускники Харьковского училища ВВРУ СН лейтенанты Халин Сергей Александрович и Дыбовский Владимир Григорьевич. Они были поставлены на должности инженеров отделения технического обслуживания ЭВМ.  

Информатизация отечественного образования началась в 1985 году, после государственной реформы образования 1984 года и введения в её рамках нового учебного предмета «Основы информатики и вычислительной техники». Весной 1985-го было принято постановление «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс». В том же году начались первые поставки компьютеров в учебные заведения. Основной формой оборудования стал КУВТ(комплекс учебной вычислительной техники) — комплекс из 8-15 компьютеров, объединённых в локальную сеть. В НВЛ в конце 80-х годов в ауд.301 был поставлен класс КУВТ на базе БК-0011. Подготовкой аудитории для установки аппаратуры  класса сначала занимался капитан Дыбовский В.Г. Вводил в строй аппаратуру класса и начал эксплуатировать класс в целях учебного процесса капитан Раевский В.Н. После его перехода на должность преподавателя, классом руководили - майор Мишкин С.В., майор Халин С.А., капитан Шибаев О.В. Учебные занятия с курсантами в классе КУВТ проводились в основном по дисциплинам 35-й кафедры. Со временем в класс были поставлены персональные компьютеры IBM PC, которые использовались для решения задач автоматизации деятельности подразделений управление училищем.

В НВЛ всегда производились расчеты по заказным НИР. Многие ученые нашего училища просчитывали в НВЛ программы своих диссертационных работ. Среди них были полковник Мандыбура В.С., полковник Середа Ю.А., сл. СА Мельников Г.Ф., полковник Утробин Г.Ф., подполковник Козлов О.А., полковник Косякин С.И., полковник Мудров О.,  подполковник Тупицын Н., генерал-майор Горынцев В.В. и многие другие офицеры.

С развитием парка вычислительной техники НВЛ расширялся круг задач, решаемых лабораторией. АСИ «Курсант» по-прежнему занималась анализом учебной деятельности курсантов (обработка итогов сессий, вычисление среднего бала по группе, по дисциплине, по курсу и факультету, анализ успеваемости и т.д).  К этим задачам УО добавились новые задачи: автоматизация составления расписания занятий, программы для группы профессионального отбора УО: мотивация служебной деятельности курсанта, поиск неформального лидера и т.п.

Большая группа программистов отделения программирования под руководством сл. СА Пелишенко В.А разработала и поддерживала задачу начисления денежного довольствия офицерам, прапорщикам и курсантам, а также служащим СА в интересах финансового отдела (ФО).

В интересах продовольственной службы была разработана и постоянно эксплуатировалась программа формирования продовольственного пайка для офицеров, прапорщиков и курсантов.

Разрабатывались программы для автоматизации деятельности медицинской службы училища.

Разумеется, НВЛ на протяжении всего периода существования обеспечивала учебный процесс. В дисплейных классах лаборатории постоянно проводились учебные занятия по дисциплине каф. 35 «Алгоритмизация и программирование», лабораторные работы ряда кафедр училища. Сотрудники отделения программирования персонально работали с учеными училища.

В процессе работы постоянно приходилось модернизировать программное обеспечение вычислительной техники. Здесь огромную работу приходилось выполнять группе математического обеспечения отделения программирования (сл. СА Маслюк А.П., Сироткина Л.Г.).

Существенным элементом деятельности работы НВЛ и отделения программирования в частности являлась работа по договорам со сторонними организациями, что позволяло решать некоторые материальные задачи НВЛ и НИО в целом.

На протяжении всей истории НВЛ командование лаборатории заботилось о профессиональной подготовке программистов и технического персонала лаборатории. Большинство сотрудников прошло обучение на курсах, постоянно ездило на конференции по программному обеспечению, обменивалось опытом сотрудниками вычислительных лабораторий родственных училищ.

Многие офицеры НВЛ добились хорошего карьерного роста и были переведены на педагогические должности  кафедр училища, защитили кандидатские диссертации.

Приближались тяжелые 90-е годы. Мой сын  Владимир в 1976 году поступил в наше училище на 2й факультет. В 1981 году окончил его и был направлен служить в ракетный полк  ЗАТО Звездный. Женился он 17 октября 1980 года на Сорокиной Марине Викторовне. 8 апреля 1981 года у них родился сын Роман.

 По окончании училища Вова получил квартиру в ЗАТО Звездный. В то время у них в поселке снабжение магазинов  Военторга было значительно лучше, чем в магазинах Перми. Мы часто ездили к Вове и закупали продукты у них в магазинах. 17 октября 1985 года Марина родила второго сына- Игоря.

Все изменилось в начале 90-х годов.  Страна переживала большие трудности. Сократилось финансирование армии. Это сказалось на материальном обеспечении, на снабжении. Задерживалась выплата денежного довольствия офицерам. В ЗАТО Звездный   значительно ухудшилось снабжение магазинов. Опустел продовольственный склад, где офицеры получали продовольственный паек. На паек выдавали не то что  положено по нормам, а то, что имелось на складе. Вова однажды  вместо набора продуктов получил мешок картошки и большой кусок мяса. Мы с Галей были уже пенсионерами, пенсии выдавали вовремя. Поэтому мы жили немного лучше, и мы на каникулы брали внуков к себе.   

Несмотря на все трудности и проблемы училище продолжало развиваться. Ученые училища продолжали свои исследования, писали диссертации. В 1992 году был открыт совет по защите кандидатских диссертаций. В 1996 году совет был преобразован в докторский. В 1994 году создается гуманитарный факультет, который готовил социологов-заместителей командиров по воспитательной работе.

В конце 90-х годов ученые училища провели большие педагогические исследования. В результате был открыт первый в Пермском крае диссертационный совет по педагогическим наукам. В 2000 году совет стал докторским. К этому году преподавательский состав насчитывал 56 докторов наук и 140  кандидатов. Творческая работа и уровень подготовки курсантов в училище и в НВЛ частности поднялись на новую высоту. Разрабатывались планы дальнейшего развития.

В НВЛ было запланировано создание двух новых компьютерных классов. Были заказаны новые персональные компьютеры. Увеличивался штат нашего коллектива.  

 В 90х годах в отделение технического обслуживания были приняты офицеры Полыгалов Сергей Иванович, Нечепуренко Петр Иванович, Путин Валерий Петрович, Сивков Александр Валентинович,  Маслеников Александр Алексеевич, служащие Болотников Валерий Петрович, Сапрыкин Владимир Яковлевич, Лоншаков, Новикова А.В. Залипаева Антонина Сергеевна, Деменева Н.Б., Батуев Анатолий Иванович, Лобанчиков Виктор Иванович. Зарубский Георгий Владимирович. 

НВЛ  внесло огромный вклад в учебный и научный процесс, организацию служебной деятельности училища.

Наступил 2000 год. Творческая работа и уровень подготовки курсантов в училище и в НВЛ, в частности, поднялись на новую высоту. Еще в 1992-м году был открыт диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций. В 1996-м году он стал докторским. Ученые училища могли защищать диссертации в родном училище. Разрабатывались планы дальнейшего развития.   Увеличился штат нашего коллектива. В отделение технического обслуживания были приняты служащие Ширинкина Н.А. ,  Шинкарева Наталья Ивановна, Шаманова Галина Анатольевна, Хотимич Ирина Анатольевна, Хотимич Светлана Павловна, Кулиди Валерий Иванович, Ахидов Иван Анатольевич.

В отделение программирования были приняты служащие Шинкарева Наталья Ивановна, Шаманова Галина Анатольевна, Авдеева Татьяна Алексеевна, Пятунина Ольга Владимировна.     

               

К сожалению, этим планам не суждено было осуществиться. В соответствии с договором СНВ-2 началось сокращение РВСН.  В 2003  году  Пермский военный институт Ракетных войск попал под  это сокращение. Прибыл новый начальник института. По сути, он был не начальником института, а представителем фирмы купившей здания института. Его задачей было быстро освободить здания от всего имущества. Нам было приказано разобрать наши ЭВМ. Детали содержавшие драгметаллы сдавали представителю, приехавшему из Москвы, а остальной металл был сдан в металлолом. Мебель выносили и выбрасывали из окон во двор.  Двор превратился в большую мусорную свалку. В таком его виде мы покидали наше родное училище, в котором я учился, служил и  работал с1955 года по 2003 год с небольшим перерывом.   С 1958 года по 1960 год я служил на Севере, в 9-м Гвардейском минноторпедном авиационном  полку дальнего действия, 5-й Гвардейской авиационной дивизии дальнего действия, ВВС Северного Флота.           

Начальники ВБ-НВЛ – Библов Михаил Иванович, Киселев Владимир Иванович, Мицевич Юрий Георгиевич, Боридько Сергей Иванович,  Сотников Михаил Николаевич, Быков Михаил Николаевич, Шилов Михаил Евгеньевич, Путин Валерий Петрович, Сивков Александр Валентинович.

Я уже писал, что благодарен судьбе за то, что полюбил Галю и прожил с ней 60 счастливых лет. Но я еще благодарен судьбе за то, что мне посчастливилось служить и работать в дружных коллективах с хорошими людьми, всегда готовыми помочь в трудных ситуациях, но, в  тоже время, могут весело отдыхать, встречать праздники, отмечать дни рождения и другие знаменательные события сотрудников.    Я с удовольствием вспоминаю курсантские годы и нашу дружную  курсантскую семью. Также с благодарностью вспоминаю коллектив ТЭЧ 9-го гвардейского полка в котором меня научили работать с  полной отдачей, вникали во все стороны моей жизни. Однажды мои старшие товарищи поинтересовались. сколько денег я посылаю семье. К своему стыду я признался, что не задумывался о том,  как они живут. Галя жила с родителями и я думал,  что она всем обеспечена. Мне подсказали, что свою семью я должен  обеспечивать сам.        

Я всего 3 месяца прослужил на кафедре №15, но успел так сдружиться и сработаться с сотрудниками кафедры, что очень не хотелось переходить в другой коллектив. Тем не менее, я потом был рад, что меня направили в Вычислительное бюро и прослужил и проработал в этом коллективе почти сорок лет. Наши бывшие Н.В. Льщики в поздравлении с 20тилетием НВЛ очень хорошо и правильно написали:

И был у нас тогда веселый,

Но далеко не примитив,

А юморной, здоровый, бесшабашный,

Сплоченный, молодежный, коллектив.

Мы действительно жили очень дружно. Всем коллективом поздравляли сотрудников с днем рождения, вместе отмечали все праздники. Часто делали выезды на природу. Мы с Галиным отцом купили небольшой домик у реки Чусовая, в деревне Конец Гор, недалеко от станции Пальники с участком  15 соток. (Потом 5 соток у нас  отобрали). Несколько раз мы выезжали на нашу дачу. На эти мероприятия обычно приходили и выезжали с супругами. У нас в училище очень хороший детский сад. Мои дети до школы воспитывались в нем. Детский сад располагался во дворе дома №7 на улице Куйбышева. У детского сада был летний лагерь на реке Сылва возле деревни Куликовка. Однажды весной мы нашим коллективом организовали субботник для подготовки лагеря к приему детей. Выехали на два дня. Очень хорошо поработали. Мыли полы, окна, подметали территорию, делали мелкий ремонт в домах. Вечером устроили танцы. На другой день еще поработали, сходили за грибами и вечером уехали домой.

Наша  дружба помогала нам в нашей работе. Электроника требует точной настройки, соблюдения температурного режима, Необходимо было систематически проводить профилактические работы, выявлять неустойчивые элементы. Особенно трудно было находить неисправность, если она, то исправлялась сама, то появлялась снова. В трудных случаях на помощь всегда приходили товарищи. В особо напряженные моменты, когда была срочная работа, а машина вышла из строя, и нужна была помощь  специалиста из другой смены - вызывали его из дома. Ни кто и никогда не отказывался выйти на работу. Иногда летом, в жаркие дни, холодильные установки не справлялись с перегревом машин, приходилось работать ночью.

Эта  дружба продолжается и сейчас. Гостеприимная семья Глуховых, Таня и Виктор, приглашают нас на день рождения Тани, на Новый год или просто, чтобы встретится.  На наших встречах Таня и Виктор готовят горячее блюдо, а гости приносят, кто что может: соленья, варенья, торт, вино. Стол всегда получается шикарный. Во время застолья разговариваем, вспоминаем разные эпизоды из нашей жизни и работы, поем песни. Наш прекрасный музыкант Саша Козлов приносит баян или гитару, тексты песен. Под музыку и песни время пролетало незаметно.

14 января 2018 года у меня дома отметили мой юбилей, 80 лет. 

В заключение хочу поделиться своим огромным горем. Ночью 12 марта 2018 года остановилось сердце моей любимой Гали. Я всегда думал, что без Гали я не смогу жить, но моя семья не дала мне замкнуться на моем горе. Особенно мне помогло то,  что у меня есть два замечательных правнука. Старший правнук Вячеслав Романович учится в школе №2, в которой учились Вова и Олег, занимается борьбой в клубе Ратибор. Уже имеет несколько медалей и грамот за призовые места в различных соревнованиях. Учится в школе на хорошо и отлично. Часто приходит ко мне, иногда ночует у меня. Мы с  ним дружим. 16 марта 2021 года моя внучка Юля родила второго моего правнука Виктора Андреевича Кузнецова . Когда ему исполнилось полгода, я ездил в Екатеринбург и с ним тоже подружился. Когда мы с Юлей разговариваем по телефону в режиме видио, я с ним тоже разговариваю.   Я ему, что нибудь говорю а он мне улыбается. С дедушкой Олегом они также разговаривают. У Витюши тоже есть успехи. Юля и Андрей ходят с ним в бассейн. Когда они ему говорят- ныряй, он закрывает глаза и уходит под воду.

Когда я гляжу на своих правнуков, мне очень жаль, что их не видит Галя. Она очень любила Славика и он ее любил. А я люблю ее по-прежнему, а может еще сильней.

Был я молод, не верил в загробную жизнь и бога.

Я тебя полюбил и поверил в любовь до гроба.

Ты ушла на всегда, я поверил в загробную жизнь и бога

И я верю, я знаю любовь наша вечна, а не до гроба. 

 

Фотографии

 

На свинарнике

 

Май 1958 год

 

Катырев А., Чертищев В., Кузин А.

 

Кассин А., Носков В., Шилов П., Лиженков В., Абрамов К., Каплони В., Святогоров А., Чертищев В., Кузин А.

 

Январь 1957 год. Чертищев В,. Марченко В.

 

31 мая 1957 год. Уроки гребли на шлюпках

 

"Галоша"

 

"Галоша"

 

18 мая 1957 год 46 классное отделение

 

Североморск июль 1958 год. Стажировка

 

 

 

 

Макридин, Чертищев В.В., Присич за настройкой лабораторной установки

 

Ветераны